Иностранные грузоперевозчики часто интересуются у наших перевозчиков, почему мы не перевозим грузы по железнодорожным путям. Заграницей принято считать, что любые перевозки грузов на расстояние выше 500 километров выгоднее производить по железной дороге. Но, смело можно заявить, что для России это предположение ошибочно.

Автомобильные грузоперевозки как и железнодорожные перевозки грузов имеют свои преимущества и недостатки. Давайте оценим эти виды грузоперевозок и сделаем для себя выводы.

Анализировать будем только грузоперевозки по России, международные перевозки во внимание брать не станем.

На российском рынке грузоперевозок присутствуют следующие звенья:

  • Грузоотправители.
  • Экспедиторы, диспетчера грузоперевозок.
  • Транспортные компании.
  • Логисты.

Начнем с самого начала, так для грузоотправителя важны сроки доставки, например, если груз скоропортящийся. По мнению иностранцев для данного типа грузоперевозок, перевозки грузов по железной дороге наиболее эффективны, однако Российские диспетчера грузоперевозок утверждают обратное, делая акцент на преимуществе автомобильной транспортировке груза. Особенно выигрывают автомобильные перевозки, когда груз требуется доставить на небольшое расстояние. Например, при перевозке груза из Москвы в Нижний Новгород, где расстояние составляет чуть более 400 километров. На автомобиле груз можно доставить в среднем за 6 часов, а время транспортировки груза по железной дороге увеличится в несколько раз, большое количество времени понадобиться для перевалки груза, само расстояние протяженности железной дороги между двумя данными городами так же увеличится. Кроме этого, необходимо доставить груз на железнодорожную станцию, погрузить его в вагоны, не редки случаи, когда подачу вагонов задерживают. Так же, берем во внимание возможный ремонт путей, что, несомненно, задержит доставку груза, а в то же время грузовые автомобили, заранее предупрежденные о ремонте на дороге, могут объехать данный участок, потеряв при этом всего лишь небольшое количество времени.

Стоит отметить и скорость движения, груженые фуры обычно едут быстрее железнодорожного состава. Однако качество дорог в России оставляет желать лучшего, например многие трассы на северо-восточной части России вообще не имеют асфальтированного покрытия, что в отдельные месяцы делает данные участки дорог полностью недоступными для передвижения по ней автомобилями. Конечно же, есть грузоперевозчики доставляющие грузы по бездорожью, однако их услуги стоят дорого, в данном случае перевозка груза по железной дороге является более оптимальным вариантом. Ограничение скорости движения поезда на станциях и участках дорог, различные перецепки так же, задержки, простои, негативно сказываются на времени доставки груза. Прибытие на конечную железнодорожную станцию еще не значит, что ваш груз доставлен до точки назначения, груз необходимо перегрузить в предварительно арендованный автомобиль, что является лишним расходам времени и финансовых средств. Бывают случаи, когда склады находятся у железнодорожных вокзалов, но их крайне мало.

Нельзя не написать о желании грузоотправителя постоянно быть в курсе движения своего груза. При железнодорожных перевозках чаще всего работа происходит через транспортные компании - посредники, работающих с ОАО «РЖД». Несомненно, цена за перевозку груза возрастает, но и весь процесс работы упрощается, так как перевозчики сами производят погрузку/выгрузку груза, ищут вагоны и автотранспорт до доставки к грузополучателю. Самая удобная и выгодная схема – это грузоотправитель, перевозчик и грузополучатель, именно благодаря данной схеме у партнеров налаживаются долгосрочные отношения.

Подведем итоги, в каких случаях транспортировка груза с помощью железнодорожного транспорта выгоднее автоперевозок, прежде всего, если перевозится крупный груз, доставка происходит на дальнее расстояние, сроки доставки не имеют большой важности и груз не скоропортящийся. От грамотной организации перевозки зависит её коммерческий успех.